logo

Вопросы и ответы

Не нашли ответ? Задайте свой вопрос

ТОО (РК) приобрело по договору программное обеспечение у нерезидента РФ, программа пришла по почте. Прошу Вас дать разъяснение какие налоговые обязательства возникают у ТОО (РК), в том числе оплате и сдаче отчетов, а также какие документы должны быть предоставлены нерезиденту РФ?

Из имеющей информации не представляется возможным квалифицировать доход.

Вместе с тем, представляем общеустановленный порядок налогообложения по интересующим Вас вопросам. Согласно подпункту 52) пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. №120-VI роялти - в том числе платеж за использование или право на использование авторских прав, в том числе на программное обеспечение, чертежи или модели, за исключением полной или частичной реализации имущественных (исключительных) прав на объект интеллектуальной собственности; использование или право на использование патентов, товарных знаков или других подобных видов прав. В соответствии с подпунктом 13) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса доход в виде роялти, признается доходом нерезидента из источников в Республике Казахстан. В соответствии с пунктом 1 статьи 645 Налогового кодекса, доходы из источников в Республике Казахстан юридического лица-нерезидента, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан (далее в целях главы 72 Налогового кодекса - нерезидент), облагаются корпоративным подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов.

При этом сумма корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных статьей 646 Налогового кодекса, к сумме доходов, указанных в статье 644 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в пункте 9 данной статьи. Исчисление и удержание корпоративного подоходного налога по доходам, облагаемым у источника выплаты, производятся налоговым агентом:
1) не позднее дня выплаты доходов нерезиденту - по начисленным и выплаченным доходам;
2) не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 315 Налогового кодекса для представления декларации по корпоративному подоходному налогу, - по начисленным и невыплаченным доходам, которые отнесены на вычеты.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 646 Налогового кодекса доход нерезидента из источников в Республике Казахстан в виде роялти, подлежит обложению подоходным налогом у источника выплаты по ставке 15 процентов. Порядок и сроки перечисления корпоративного подоходного налога у источника выплаты установлен статьей 647 Налогового кодекса.

Согласно статье 648 Налогового кодекса налоговый агент обязан представлять в налоговый орган по месту своего нахождения расчет по корпоративному подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты с дохода нерезидента, в следующие сроки: 1) за первый, второй и третий кварталы – не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в котором произведена выплата дохода нерезиденту; 2) за четвертый квартал – не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, установленным статьей 314 Налогового кодекса, в котором произведена выплата дохода нерезиденту и (или) за который начисленный, но невыплаченный доход нерезидента отнесен на вычеты.

Таким образом, налоговый агент обязан представить в налоговый орган расчет по корпоративному подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты с дохода нерезидента по форме 101.04 (далее – ФНО 101.04) в сроки установленные статьей 648 Налогового кодекса.

Пунктом 1 статьи 373 Налогового кодекса определено, что если иное не предусмотрено пунктом 2 данной статьи, выполненные работы, оказанные услуги нерезидентом на возмездной основе, местом реализации которых признается Республика Казахстан, при приобретении их плательщиком налога на добавленную стоимость являются оборотом такого плательщика налога на добавленную стоимость по приобретению работ, услуг от нерезидента, который подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодексом. Место реализации работ, услуг определяется согласно статьям 378 и 441 Налогового кодекса.

В связи с вышеизложенным, если местом реализации работ, услуг является Республика Казахстан, у плательщика налога на добавленную стоимость возникает обязательство по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость по оборотам по приобретению работ, услуг от нерезидента.

Как можно в установленном законодательством порядке закрыть Общественное объединение?

В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) юридическое лицо в случае принятия решения о ликвидации одновременно представляет в орган государственных доходов по месту нахождения: 1) налоговое заявление о прекращении деятельности; 2) ликвидационную налоговую отчетность; 3) промежуточный ликвидационный баланс; 4) налоговое заявление о снятии с учета контрольно-кассовой машины в порядке, определенном статьей 169 Налогового кодекса.

Вместе с тем, пунктом 3 указанной статьи Налогового кодекса ликвидационная налоговая отчетность составляется по видам налогов, платежей в бюджет и социальным платежам, по которым ликвидируемое юридическое лицо является плательщиком и (или) налоговым агентом, за период с начала налогового периода, в котором представлено налоговое заявление о прекращении деятельности, до даты представления такого заявления.

Исходя из чего, юридическое лицо при прекращении деятельности представляет в орган государственных доходов по месту нахождения одновременно с налоговым заявлением о прекращении деятельности ликвидационную отчетность.

После завершения процедуры ликвидации в органе государственных доходов юридическому лицу необходимо обратиться в НАО «Госкорпорация «Правительство для граждан», которые осуществляют прекращение деятельности юридического лица.

Жаналинов Д.Е.
Председатель Комитета государственных доходов МФ РК

ТОО общеустановленный режим налогообложения, НДС плательщик, реализует офисное помещение. Как определить дату совершения оборота: дата договора купли продажи или дата регистрации права собственности или дата подписания акта приема передачи помещения?

Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 372 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) оборот по реализации товаров означает передачу прав собственности на товар, включая: продажу товара, отгрузку товара, в том числе на условиях рассрочки платежа и (или) в обмен на другие товары, работы, услуги; продажу предприятия в целом как имущественного комплекса; безвозмездную передачу товара; передачу товара работодателем работнику в счет погашения задолженности перед работником; передачу заложенного имущества залогодателем в собственность покупателю или залогодержателю.

В соответствии с пунктом 1 статьи 379 Налогового кодекса датой совершения оборота по реализации товаров, за исключением оборотов, указанных в пунктах 2, 5, 7 – 12 и 14 данной статьи, является: 1) если в соответствии с условиями договора предусмотрена обязанность поставщика (продавца) по доставке товара – одна из следующих дат: день передачи товара лицу, осуществляющему доставку товара, определенному поставщиком (продавцом), в том числе его доверенному лицу; день погрузки товара на транспортное средство поставщика (продавца); 2) если по договору отсутствует обязанность поставщика (продавца) по доставке товара: когда в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности подлежит оформлению документ, подтверждающий факт передачи товара, – дата подписания поставщиком (продавцом) и получателем (покупателем) такого документа; в остальных случаях – определенный в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан день предоставления товара в распоряжение получателя (покупателя) или определенного им лица, в том числе осуществляющего доставку такого товара.

На основании вышеизложенного, учитывая, что реализуется недвижимое имущество (офисное помещение), дата совершения оборота определяется на основании подпункта 2) пункта 1 статьи 379 Налогового кодекса, соответственно, дата совершения оборота определяется по дате подписания документа, подтверждающего факт передачи недвижимого имущества (офисного помещения) покупателю.

Жаналинов Д.Е.
Председатель Комитета государственных доходов МФ РК

У меня ИП на упрощенном режиме с ОКЭД 73.11 Деятельность рекламных агентств. Сама я занимаюсь созданием и продвижением сайтов. Так же написано и во всех моих договорах с клиентами. Могу ли я продолжать работать свою деятельность в 2023 году на упрощенном режиме ИП с ОКЭД 73.11?

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан субъекты предпринимательства вправе осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законами Республики Казахстан.

Следует отметить, что налогоплательщик самостоятельно несет ответственность за выбор кода Общего классификатора видов экономической деятельности (ОКЭД) при осуществлении предпринимательской деятельности.

При этом код ОКЭД должен соответствовать виду осуществляемой деятельности. Согласно подпункту 3) пункта 2 статьи 683 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации (далее – СНР на основе упрощенной декларации) не вправе применять налогоплательщики, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе, осуществляющие консультационные и (или) маркетинговые услуги. В соответствии с подпунктом 36) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса, консультационные услуги – услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций, советов и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, в целях решения управленческих, экономических, финансовых, инвестиционных вопросов, в том числе вопросов стратегического планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом.

Согласно подпункту 42) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса, маркетинговые услуги – услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров, работ, услуг в целях определения мер по созданию лучших экономических условий производства и обращения товаров, работ, услуг, включая характеристику товаров, работ, услуг, выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы.

Согласно ОКЭД подкласс «73.11.0 Деятельность рекламных агентств» включает предоставление полного ассортимента рекламных услуг (то есть, с помощью собственных возможностей или на договорной основе), включая консультационные услуги, услуги по созданию и производству рекламных материалов, их покупке.

Этот подкласс включает: - создание и проведение рекламных компаний: создание и размещение рекламы в газетах и других периодических изданиях, на радио и телевидении, в сети Интернет и других средствах массовой информации; создание и размещение наружной рекламы на рекламных щитах, панелях, бюллетенях, стендах для объявлений, в витринах, выставочных залах, на внешней стороне машин и автобусов и т.д.; воздушная реклама; распространение или доставку рекламного материала или рекламных образцов; создание стендов и других выставочных структур и сайтов - проведение маркетинговых компаний и других рекламных мероприятий с целью привлечения и удержания потребителей: продвижение товаров, реклама в местах продажи, рассылка рекламных материалов, консультирование в области маркетинга.

Таким образом, ОКЭД «73.11.0 Деятельность рекламных агентств» предполагает оказание консультационных и маркетинговых услуг.

На основании изложенного, при оказании услуг по созданию и продвижению сайтов налогоплательщик вправе применять специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, при условии, если не оказывает консультационные и (или) маркетинговые услуги, а также, при соответствии остальным условиям, предусмотренным статьей 683 Налогового кодекса.

Жаналинов Д.Е.
Председатель Комитета государственных доходов МФ РК

Прошу разъяснить ситуацию: КГП на ПХВ, хочет приобрести легковой автомобиль для служебного пользования. Можно ли приобрести не через гос. закуп, а на прямую за собственные средства организации.

В соответствии со статьей 1 Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» Закон применяется к отношениям, связанным с приобретением товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности заказчика, за исключением положений, предусмотренных данной статьей.

Налоговый кодекс устанавливает основополагающие принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, отмене, порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения, связанные с исполнением налогового обязательства.

В связи с чем вопросы правомерности приобретения автомобиля КГП на ПХВ легкового автомобиля за счет собственных средств не входят в компетенцию Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан. Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 190 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), если иное не установлено пунктом 4 данной статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета.

Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных данной статьей и статьями 243-263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Пунктом 4 статьи 242 Налогового кодекса установлено, что если иное не установлено данной статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, для целей данного раздела признание расходов, включая дату их признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 266 Налогового кодекса если иное не предусмотрено данной статьей, к фиксированным активам относятся, в том числе основные средства, инвестиции в недвижимость, нематериальные и биологические активы, учтенные при поступлении в бухгалтерском учете налогоплательщика в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и предназначенные для использования в деятельности, направленной на получение дохода в отчетном и (или) будущих периодах, за исключением активов, указанных в подпункте 2) данного пункта.

Пунктом 1 статьи 267 Налогового кодекса установлено, что учет фиксированных активов осуществляется по группам, формируемым в соответствии с классификацией, установленной уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования в порядке, определенном данным пунктом.

При этом согласно пункту 1 статьи 271 Налогового кодекса стоимость фиксированных активов относится на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.

Таким образом, в целях налогообложения легковой автомобиль, соответствующий подпункту 1) пункта 1 статьи 266 Налогового кодекса, признается фиксированным активом, стоимость которого подлежит отнесению на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений.

Жаналинов Д.Е.
Председатель Комитета государственных доходов МФ РК

Когда можно не платить КПН и НДС за нерезидента?

КПН у источника выплаты по доходам нерезидента не уплачивается, если:
• местом реализации не является территория РК;
• доход нерезидента попадает в перечень освобожденных доходов (п. 9 ст.645 НК РК или в п.2 ст. 644 НК РК);
• применяются нормы Конвенции об избежании двойного налогообложения.
НДС за нерезидента не уплачивается, если:
• местом реализации работ, услуг не является РК (ст.378, ст.441 НК РК);
• услуги или работы находятся в перечне освобожденных от НДС (ст. 394 НК РК).

Компания осуществляет цифровой майнинг, в 2022году оплачивали налог на майнинг из расчета 1тг за 1кВт потребленной электроэнергии. Законом РК от 11 июля 2022 года №135-VII подписаны поправки в Налоговый кодекс Республики Казахстан, предусматривающие повышение ставки платы за цифровой майнинг с 1 января 2023 года - будет применяться прогрессивная шкала ставки платы за цифровой майнинг. В соответствии с новой редакцией статьи 606-3 Налогового кодекса размер ставки платы за цифровой майнинг будут зависеть от стоимости 1 киловатт-часа электрической энергии: Вопрос: Если цена за 1кВт потребленной нами электроэнергии составляет 23.912тг с учетом НДС, согласно ст.606-3, мы должны оплачивать свыше 2тг до 3тг включительно. Как в этом случае правильно рассчитать стоимость за 1кВт?

Плата за цифровой майнинг (далее - Плата) регулируется параграфом 11 Налогового кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Согласно положениям статьи 606-3 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), которая вводится в действие с 1 января 2023 года ставка платы зависит от цены 1-го квт/час потребленной электрической энергии.

В Вашем случае если цена 1кВт/час электроэнергии является 23,912 тенге, то ставка платы будет составлять 2 тенге за 1 кВт/час, потребленной электрической энергии в целях цифрового майнинга.

Дополнительно сообщаем, что с 01.01.2023 года вводится декларация по плате за цифровой майнинг, которая будет представляться в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

У меня ИП на упрощенном режиме с ОКЭД 73.11 Деятельность рекламных агентств. Сама я занимаюсь созданием и продвижением сайтов. Так же написано и во всех моих договорах с клиентами. Могу ли я продолжать работать свою деятельность в 2023 году на упрощенном режиме ИП с ОКЭД 73.11?

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан субъекты предпринимательства вправе осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законами Республики Казахстан.

Следует отметить, что налогоплательщик самостоятельно несет ответственность за выбор кода Общего классификатора видов экономической деятельности (ОКЭД) при осуществлении предпринимательской деятельности.

При этом код ОКЭД должен соответствовать виду осуществляемой деятельности. Согласно подпункту 3) пункта 2 статьи 683 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации (далее – СНР на основе упрощенной декларации) не вправе применять налогоплательщики, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе, осуществляющие консультационные и (или) маркетинговые услуги.

В соответствии с подпунктом 36) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса, консультационные услуги – услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций, советов и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, в целях решения управленческих, экономических, финансовых, инвестиционных вопросов, в том числе вопросов стратегического планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом. Согласно подпункту 42) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса, маркетинговые услуги – услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров, работ, услуг в целях определения мер по созданию лучших экономических условий производства и обращения товаров, работ, услуг, включая характеристику товаров, работ, услуг, выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы.

Согласно ОКЭД подкласс «73.11.0 Деятельность рекламных агентств» включает предоставление полного ассортимента рекламных услуг (то есть, с помощью собственных возможностей или на договорной основе), включая консультационные услуги, услуги по созданию и производству рекламных материалов, их покупке.

Этот подкласс включает: - создание и проведение рекламных компаний: создание и размещение рекламы в газетах и других периодических изданиях, на радио и телевидении, в сети Интернет и других средствах массовой информации; создание и размещение наружной рекламы на рекламных щитах, панелях, бюллетенях, стендах для объявлений, в витринах, выставочных залах, на внешней стороне машин и автобусов и т.д.; воздушная реклама; распространение или доставку рекламного материала или рекламных образцов; создание стендов и других выставочных структур и сайтов - проведение маркетинговых компаний и других рекламных мероприятий с целью привлечения и удержания потребителей: продвижение товаров, реклама в местах продажи, рассылка рекламных материалов, консультирование в области маркетинга.

Таким образом, ОКЭД «73.11.0 Деятельность рекламных агентств» предполагает оказание консультационных и маркетинговых услуг. На основании изложенного, при оказании услуг по созданию и продвижению сайтов налогоплательщик вправе применять специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, при условии, если не оказывает консультационные и (или) маркетинговые услуги, а также, при соответствии остальным условиям, предусмотренным статьей 683 Налогового кодекса.

Чем отличается ФНО 250 и 270 при всеобщем декларировании?

Декларация об активах и обязательствах (форма 250.00) представляется физическими лицами один раз при вхождении в систему всеобщего декларирования для фиксации сведений по накопленным активам и имеющимся обязательствам на дату вхождении в систему всеобщего декларирования.

В Декларации об активах и обязательствах (форма 250.00) отражается наличие в иностранном государстве движимого и недвижимого имущества, денег на банковских счетах в иностранных банках, доля участия в уставном капитале юридического лица, созданного за пределами Республики Казахстан.

А также наличие как в Республике Казахстан, так и в иностранном государстве ценных бумаг, инвестиционного золота, объектов интеллектуальной собственности, наличные денежные средства в пределах 10000-кратного размера МРП, дебиторская и кредиторская задолженности физических лиц друг перед другом при наличии нотариально заверенного документа, за исключением банковских организаций; также по желанию физического лица может быть указано дорогостоящее имущество свыше 1000-кратного размера МРП (антикварные вещи, дорогие картины и так далее) при наличии оценки.

А Декларация о доходах и имуществе (форма 270.00) представляется ежегодно после представления Декларации об активах и обязательствах (форма 250.00), где отражаются за календарный год сведения о полученных доходах, налоговые вычеты, ценные бумаги, деньги в иностранных банках свыше 1000 МРП, приобретенное или отчужденное (проданное/реализованное) имущество, дебиторская/кредиторская задолженность физических лиц друг перед другом при наличии нотариально заверенного документа.

Также в декларации необходимо отразить источник при приобретении в календарном году движимого и недвижимого имущества, ценных бумаг, инвестиционного золота, доли участия в жилищном строительстве, доли участия в уставном капитале ЮЛ.

Если у Вас возникли сложности с заполнением декларации, требуется проведение консультации, Вы можете обратиться к специалистам по тел. +77073500220

У меня, одна организация занимается перепродажей и мы соответственно купили ТМЗ и продали другим покупателям. Мы доставили ТМЗ и выдали ЭСФ с накладными, но у нашего покупателя были на тот момент финансовые трудности, в связи с карантинными мерами, поэтому они нам написали гарантийное письмо, что будут оплачивать позднее. Мы ЭСФ выдали с накладными в конце декабря 2019 года, а покупатель нам оплатил в начале 2020 года, соответственно мы выдали им фискальный чек в 2020 году. И сдали отчет по ЭСФ в 2019 году, так как мы уже продали и доставили ТМЗ и это показали ФНО 300.00 и ФНО 100.00. Теперь у меня вопрос – правильно ли я сдала налоговые отчеты показав все доходы и расходы по ЭСФ в 2019 году, несмотря на то, что получили мы оплату наличными и выдали фискальный чек в следующем году?

При реализации товаров, работ и услуг начисление НДС производится на дату совершения оборота по реализации, которая определяется на основании статьи 379 Налогового кодекса, и в декларации по НДС (форма 300.00) облагаемый оборот и начисленный НДС отражаются в налоговом периоде, на который приходится дата совершения оборота независимо от даты выписки ЭСФ, то есть дата приходится на 2019 год. Отчетность сдана верна.